Карта сайта | | Новости | | Учредительные документы | | Структура управления | | Компьютерные программы | | Горячая линия | | Контакты | |
|
История развития образования в Ровеньском районеОдной из первых начальных школ, появившихся в Острогожском уезде, была школа в сл. Ровеньки. В слободе были очень развиты торговля и промыслы, поэтому местные жители были кровно заинтересованы в образовании своих детей. Первоначально Ровеньская школа - приходское училище - помещалась в здании при Николаевской церкви. Преподавателями являлись члены совета приходского приюта. В 1843 году училище было переведено в другое здание. В целом по Острогожскому уезду к 1861 году было открыто 11 начальных школ, которые находились в ведении палаты государственных имуществ. Школы в этот период работали стабильно, находились они в крупных торговых слободах, что обеспечивало большой комплект учащихся и материальные возможности для содержания школ. Обучались в них, как правило, дети более зажиточных "неземледельческих" слоев деревни. В приходских одноклассных школах преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и первые четыре правила арифметики. Учитель в таких школах получал в год 85 рублей. Если в школе обучалось более 30 детей, то оклад увеличивался до 100-115 рублей. В том случае, когда число учеников превышало 50 человек, назначался помощник с годовым окладом 70 рублей. В 1861 году по инициативе сельского общества была открыта школа в сл. Всесвятка. До этого некоторые из местных жителей отдавали своих детей для обучения духовенству и частным лицам. Качество такого обучения было низким, поэтому жители сл. Всесвятка приобрели отдельное здание школы и стали содержать его на свои средства, такого рода школа - "полуобщественная" - просуществовала один год и была закрыта, вследствие нехватки финансов и плохого содержания. Здание, как ненужное, было продано. Однако, школа вскоре вновь открылась в церковной караулке, которую занимала до 1874 года, после чего вновь была закрыта. Активное участие в открытии школы принимало духовенство, которое выступало одновременно и в роли учителей. В открытых. соответственно в 1861 и 1864 годах Ивановской и Наголенской школах преподавали местные священники о. Шовский и о. Покровский. Последний сам предложил жителям посылать своих детей для обучения в церковную караулку и покрывать из мирских сумм все хозяйственные расходы по содержанию школы. В 1864 году в этой школе обучалось 13 мальчиков. Просуществовавшая всего один год школа была в 1865 году закрыта, возобновила свою деятельность только через 10 лет - в 1875 году. В 1863 и 1865 годах были открыты соответственно Лознянская и Айдарская школы. В историческом труде Г. М. Веселовского за 1867 год "Острогожск и его уезд" имеются сведения о существовании Верхнесеребрянской и Ржевской школ, где насчитывалось по 14 и 11 учащихся соответственно. Впоследствии эти школы были закрыты. Закрытие было характерным явлением для начальных школ того времени. Из семи школ, открытых на юго-западе Острогожского уезда в 1861-1865 годах пять впоследствии закрывались на тот или иной срок. Несмотря на всевозможные трудности, начальные школы продолжали развиваться, в 60-х годах сложился основной тип трехгодичной начальной школы с одним учителем, разработанный Корфом. Учитывая, что не все крестьянские дети смогут окончить полный курс этой школы, Корф построил программу так, что каждый год давал ученикам определенную, завершенную сумму знаний. Начало занятий планировалось на конец сельскохозяйственных работ, а именно, на октябрь. Фактически учебный год сводился к 6 месяцам. Это был единственно возможный в тех условиях рациональный вариант сельской школы. До 1877 года участие Острогожского земства в содержании школ выражалось только выдачею жалованья учителям и рассылкою книг, все остальное лежало на обществах. В 1877 году были утверждены правила, по которым сельские общества, открывающие школу, обязывались вносить в возврат расходов земства по содержанию школ 80 рублей ежегодно за каждого учителя. Средства эти затем направлялись на развитие начального образования в уезде. Организуя новые школы, земство ставило себе задачу прийти на помощь уже существующим негласным деревенским школам, оказав им ту или иную материальную поддержку. В других случаях земство пыталось пробудить инициативу масс там, где она еще не проявилась, участвуя в организации новых школ. В 1873 году по просьбе местного землевладельца В. П. Астафьева и священника Шовского в ведение земства переведена Ивановская школа. Благодаря активному участию священника Парбарина была открыта земская в сл. Нижняя Серебрянка. В начале 60-х годов в этой слободе уже существовала приходская школа, о которой упоминает в 1967 году Г. М. Веселовский. Но в 1865 году школа уже прекратила свое существование, так как в списке училищ, составленном по сведениям волостных правлений уездным училищным советом, она не значится. При материальной поддержке земства и по инициативе местного приходского священника была открыта школа в сл. Клименково. Положение этой школы было крайне неустойчивым. В 1884 году занятия начались только в декабре и продолжались всего 68 учебных дней, что являлось наименьшим показателем по уезду. Впоследствии школа была закрыта. В 1893 году она открылась как школа грамоты. Благодаря деятельности земских учреждений школьная сеть значительно увеличилась. Земская школа считалась лучшей по постановке учебно-воспитательной работы. Здесь не только обучали чтению, письму, счету, но на уроках объяснительного чтения давали сведения по естествознанию, географии и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями, учебниками и книгами для чтения. К середине 80-х годов XIX века церковно-приходские школы оказались в состоянии глубоко кризиса. Духовенство, сыгравшее в 60-е годы заметную роль в развитии начального образования, постепенно отказывается от активного участия в педагогической деятельности. Местные священники хотя и участвовали в открытии школ, но пытались переложить всю организационную работу на земство. Кроме церковно-приходских и земских школ, в сельской местности существовали и школы грамоты. Согласно положению 1884 года эти школы передавались в ведение Синода с целью установить над ними контроль со стороны местных священников. Возникали также полуобщественные, получастные школы грамоты по инициативе и на средства местных жителей, которые приглашали учителя и находили помещение для школы. Материальные возможности самих обществ были ограниченными, и школы грамоты влачили жалкое существование, часто закрывались и вновь открывались. Оплата труда учителя исчислялась несколькими десятками рублей в год. Преподаватели в таких школах были наименее подготовленные, а чаще всего вообще неподготовленные к работе. Низким оставалось качество обучения детей. И тем не менее школы грамоты имели ряд важных преимуществ. Во-первых, дешевизна их содержания, что в условиях дефицита средств в деревне было крайне немаловажно. Во-вторых, возникали такие школы только тогда, когда в них имелась потребность, иначе тратить деньги на их содержание не было бы смысла. Частные (домашние школы) работали в 1885 году в сл, Нижняя Серебрянка у двух местных крестьян и одного бывшего дворового с тремя, семью и пятью учениками соответственно. Обучение шло крайне медленно. Учащиеся посещали школу в течение трех, пяти лет, но так и не умели читать. В сл. Н. Серебрянке до открытия земской школы обучением детей занимался местный причетчик Троицкий, а с 1370 года крестьянин И. Алексеевский. Очень часто частные школы переходили в разряд школ грамоты или земские школы. Так происходило в Айдарской, Ивановской, Ржевской, Верхнесеребрянской школах. Переход способствовал улучшению материального положения школы и ее учителя. При открытии школ сначала необходимо было рассмотреть вопрос о школьном помещении. С 1873 по 1875 год в наемном помещении находилась Ровеньская женская школа, которую в 1875 году уездное земство преобразовало в смешанную. Сначала она помещалась в доме, ранее занимаемом земской больницей, затем специально для нее построено деревянное здание. В аналогичных условиях работала и Еремовская школа. Взятое в аренду под школу здание у крестьянина Виктора Щурова было деревянным с земляными полами, крыто соломой и состояло из одной комнаты размером 52,5 кв. арш. (26,6 кв. м). К концу XIX века наиболее обеспеченной школьными зданиями была сл. Ровеньки. Этому способствовали торговый характер слободы и многочисленность населения. По данным первой всеобщей переписи населения в сл. Ровеньки проживало 9174 человека. Обществом расходовались значительные суммы на развитие начального образования. В 1883 году было построено на средства общества за 3500 рублей кирпичное здание, в котором площадь двух классных комнат составляла 109,4 кв. арш. (78 кв. м). В 1866-67 годах Лознянское общество построило деревянное здание с глиносоломенной крышей, предназначавшееся специально для школы. При некоторых школах имелись дополнительные постройки: дворы, сады. Ими были наиболее обеспечены школы сл. Ровеньки. При 1-й Ровеньской школе имелся двор в 172 кв. саж. В 1893 году школа обзавелась огородом и садом с питомником. В нем выращивались розы, клубника. В саду росли плодовые деревья: различных сортов вишни, груши, яблоки, шелковицы и кустарники. Садом занимался учитель Сохнышев. В тех случаях, когда сельские общества не могли приобрести здание для школы, то ее как правило, помещали в церковную караулку. Это был наиболее дешевый вариант, так как не приходилось платить за наем помещения. В таких помещениях находились Верхнесеребрянская, Ивановская, Наголенская и Ржевская школы. Обеспечение школ наглядными и учебными пособиями по данным за 1885 год было следующим: в Ивановской и Клименковской школах - только стенные, шведские или торговые счеты. Последние с добавлением обыкновенного аршина были в Наголенской, В. Серебрянской, Ржевской, Айдарской и Всесвятской школах. Во 2-й Ровеньской школе имелась карта Воронежской губернии, а в Лознянской географическая карта России. В школах не хватало учебников. Не только дети, порою и учителя не располагали необходимыми книгами. В 1897 году в 11 земских школах имелось 48 учебных пособий для учителя. Первые сведения о школьных библиотеках относятся к 80-м годам XIX века. В 1885 году они уже существовали при первой и второй Ровеньских, Всесвятской и Ржевской школах, имели в своем наличии от 10 до 50 книг. Библиотека Всесвятской школы насчитывала 41 экземпляр 9 наименований, Ржевская школьная библиотека могла предложить читателям: Евангелие (14 экз.), два Апостольских деяния и брошюру с названием "Беседы о гнилой жабе". Часто при открытии новых школ возникала проблема комплектования их учительскими кадрами. Подавляющую часть учителей составляло духовенство. Во-первых, оно имело реальную возможность для открытия школ, обладало, пусть даже неприспособленным, помещением в виде церковной караулки, а также книгами. Во-вторых, несмотря на то, что образовательный уровень сельского духовенства был низким, на фоне практически полной неграмотности деревни местные священники были порою самыми образованными людьми в селе. Педагогическая деятельность не приносила им ощутимых материальных выгод, преподавание базировалось на энтузиазме. Поэтому положение такого обучения не было устойчивым. Кроме того, местные священники не имели соответствующей методической подготовки. В результате учебные занятия превращались в элементарную зубрежку, дети быстро уставали, плохо усваивали материал. Это вызывало негативную реакцию местных жителей к школам такого рода. После того, как в процесс развития начального образования стало активно включаться земство, роль духовенства резко падает, хотя оно продолжало сохранять свое влияние в церковно-приходских школах и школах грамот. Всевозрастающая потребность в знаниях, увеличение количества начальных школ, успехи, достигнутые земствами в области образования к концу XIX века, приводили многих из них к пониманию необходимости введения всеобщего начального обучения детей. Земствами стали разрабатываться проекты школьной сети необходимого для введения всеобщего образования. Такой проект бил разработан и Воронежским губернским земством. В соответствии с этим проектом Министерством народного просвещения была утверждена школьная сеть по Острогожскому уезду. Увеличение ассигнований на начальное образование в Острогожском уезде способствовало росту школьной сети. Так, в 1908 году открылось 9 школ с 10 учительскими местами (комплектами). Кроме того, 8 комплектов было открыто уже при существующих школах. В 1909 году были открыты Барсучанская и Ровеньская 2-классная школы. Новые комплекты были открыты в 1-й и 4-й Ровеньской, Наголенской и Мартынцовской школах. Богатым на открытие новых школ был 1912 год. Некоторые же здания сохранились и поныне, в частности, в Нагольном, Новоалександровке, в Ровеньках - в Буденном и Димитрове. Большой вклад в их строительство и открытие внесло земство. Оно организовывало работы и вносило средства на постройки. С началом первой мировой войны положение в области финансирования начального образования резко изменилось, т. к. циркуляром за № 36472 от 14 августа 1915 года Министерство народного просвещения уведомило Острогожскую земскую управу о том, что "пособия на содержание училищ существующих и новых комплектов, на нужды вторых классов, на запасных учащихся и на оборудование новых комплектов в 1915 году отпущено быть не может, за отсутствием соответствующего кредита по смете 1915 года ввиду обстоятельств военного времени". Несмотря на то, что государство "заморозило" ассигнования на начальное образование, в 1915 году на содержание начальных народных школ в Воронежской губернии было израсходовано 2 млн. 876 тыс. рублей, в т. ч. 1 млн. 607 тыс. из средств гос. казначейства и 1 млн. 6 тыс. рублей из земских сборов. Таким образом, государство продолжало играть ведущую роль в финансировании начального образования. Средств с трудом хватало только на содержание существующих школ. О расширении школьной сети и выполнении программы по достижению всеобщего обучения не могло быть и речи. Хотя после прошений со стороны Острогожской управы в 1915 году и поддержки ходатайства членами Государственной думы Г. А. Фирсовым, М. И. Симоновым и Е. П. Ковалевским, министерством было отпущено Острогожскому земству постоянное пособие на содержание 10 новых комплектов, благодаря чему на юго-западе Острогожского уезда была открыта школа в х. Свинячем, несколько школ в других местностях уезда. В марте 1918 года при Воронежском губисполкоме были созданы Советы по народному образованию, которые под руководством партийных организаций приступили к коренной реализации всей системы народного образования. Однако гражданская война, голод, экономическая слабость создавали определенные трудности в этом вопросе. Прежде всего надо было подготовить учительские кадры. В 1918-1920 учебном году в уездном городе Острогожске открываются краткосрочные курсы для учителей начальной школы. Слушателями этих курсов были 7 учителей Ровеньского района, среди них Лобкин Д. С., который потом вплоть до 50-х годов работал директором Наголенской школы. Последствия гражданской войны в страшной форме отразились на народном образовании: голод, болезни, разрушенные здания. Во Всесвятской волости, например, на 49 учащихся приходилось 5 букварей. Начавшееся с 1922-1923 годов восстановление народного хозяйства позволило приступить к плановой работе по развитию народного образования. За парты Ровеньской школы второй ступени сели около 200 учащихся, т. е. в два раза больше, чем их обучалось в дореволюционной школе. Началась ликвидация неграмотности и взрослого населения. Для этого были организованы ликбезы (пункты ликвидации неграмотности). К 30-м годам подавляющая часть взрослого населения умела читать, считать и писать. В 1926 году вводится всеобщее начальное обучение. К этому времени в районе уже были 31 школа первой ступени, школа подростков, школа колхозной молодежи в с. Ровеньки и школа второй ступени. ШКМ готовила грамотные кадры для колхозного сельского хозяйства и подготавливала молодежь для поступления в специальные средние учебные заведения. В 1931 году вводится всеобщее семилетнее обучение. В 1932 году в районе работало 53 школы, райбиблиотека, 4 избы-читальни, 7 киноустановок. Важным событием было открытие Ровеньской средней школы. Введение семилетнего образования потребовало строительства новых школьных зданий. И они были построены в селах Харьковское, Лихолобово, а в с. Ровеньки - двухэтажное здание на восемь классных комнат с читальным залом и кабинетами. К 1937 году в районе осуществлено всеобщее семилетнее обучение, которое явилось огромным достоянием в деле подъема культуры и просвещения широких народных масс. В районе была открыта вторая средняя школа - Айдарская. Теперь школьная сеть состояла из 48 начальных, 11 семилетних и 2 средних школ. В Ровеньской средней школе в 1938 году состоялся первый выпуск. Из 21 десятиклассника 18 сдали экстерном за педучилище и приступили к работе в школах района. В 1945-46 учебном году в районе функционировало 58 школ, в них обучалось 4587 человек. В 1956 году открыта третья средняя школа - Наголенская. На средства колхозов и госбюджета было построено новое типовое здание Масловской восьмилетней школы, в котором разместились восемь классных комнат, библиотека, пионерская и игровая комнаты, спортивный зал. Такие же школьные здания получили жители сел Ивановка, Барсучье, Лихолобово. За годы восьмой пятилетки только учебного оборудования было закуплено на 20 тысяч рублей, построено интернатов и пристроек к ним на 300 мест. В 1967 году открыта Ржевская, в 1968 учебном году - Ладомировская и Новоалександровская, а в 1971 году во вновь построенном прекрасно оборудованном здании на 400 мест - Лознянская средняя школа. Таким образом в районе были созданы все предпосылки для выполнения главной задачи 9-й пятилетки по народному образованию - перехода ко всеобщему среднему образованию |
Официальный сайт Управления образования администрации Ровеньского района Белгородской области Copyright © 2000-2022 All rights reserved Перепечатка или иное использование материала сайта без размещения ссылки на страницу или архив сайта ЗАПРЕЩЕНА Во исполнение Федерального Закона № 531-ФЗ от 30.12.2014 г. сервер сайта находится на территории Российской Федерации. Посмотреть подтверждающий документ >>> |
Консультирование заявителей о получении муниципальной услуги в электронной форме и отслеживании позиции ребенка для поступления в детский сад
Телефон: 8(47238)55260 Время работы: понедельник-пятница с 8:00 до 17:00 перерыв с 12:00 до 13:00 |
|
|
Включить версию для слабовидящих | Как на сайте установить кнопку "Для слабовидящих"? |