Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
2024-2025 учебный год
Региональный уровень
- Нормативные документы регионального уровня:
https://www.beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
Муниципальный уровень
- Приказ от 29.08.2024 г. №888"Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Ровеньского района в 2024-2025 учебном году"
2023-2024 учебный год
Региональный уровень
- Нормативные документы регионального уровня:
https://www.beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
Муниципальный уровень
- Приказ от 21.09.2023 г. №971"Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Ровеньского района в 2023-2024 учебном году"
2022-2023 учебный год
Региональный уровень
- Нормативные документы регионального уровня:
https://www.beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
Муниципальный уровень
- Письмо от 16.09.2022 г. №1011"Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Ровеньского района в 2022-2023 учебном году"
2021 - 2022 учебный год
Региональный уровень
- Нормативные документы регионального уровня:
https://www.beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
Муниципальный уровень
- Письмо от 29.11.2021 г. № 223-05-3-3794"О направлении информации и специалистах управления образования Ровеньского района"
- Приказ от 21.09.2021 г. № 1015"Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений Ровеньского района в 2021-2022 учебном году"
- Приказ от 21.03.2022 г. № 373"О проведении круглого стола для педагогических работников общеобразовательных учреждений Ровеньского района"
- Приказ от 27.01.2022 г. № 107"О проведении районного обучающегося семинара для руководителей общеобразовательных учреждений Ровеньского района"
- Приказ от 21.10.2021 г. № 1161"О проведении районного семинара - прктикума для учителей математики, физики и информатики общеобразовательных учреждений Ровеньского района"
Электронный банк заданий
- Электронный банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
- Электронный банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru
- Руководство пользователя на портале «Российская электронная школа»: https://resh.edu.ru
- Открытый банк заданий по формированию и оценке естественно-научной грамотности: https://fipi.ru